Свято-Донской мужской ставропигиальный монастырь в Москве основан в
1591 году царем Федором Ивановичем в память чудесного избавления Москвы
от нашествия крымского хана Казы-Гирея.
На месте создания монастыря располагалось «гуляй
поле»; здесь произошло сражение с передовыми частями Казы-Гирея,
окончившееся победой русских войск благодаря чудесному заступничеству
иконы Донской Божией Матери (сопутствовавшей Дмитрию Донскому в его
походе на Мамая) из походной церкви преподобного Сергия Радонежского.
Монастырь был построен за Калужскими воротами
Земляного города, вблизи старой Калужской дороги (ныне Донская площадь)
как монастырь-сторож, с оборонительными сооружениями.
Донской монастырь заполнил
собой брешь, существовавшую
в южном оборонительном поясе между Новодевичьим и Даниловым монастырями.
В
1686-1711
гг. Донской монастырь был обнесен кирпичной стеной с 12 башнями.
Монастырь был бедным, в 1650 году приписан к
Андреевскому монастырю; в 1678 году восстановил самостоятельность. С
середины XVIII века в Донской монастырь из
Заиконоспасского была переведена Славяно-греко-латинская академия. В
XIX веке при монастыре открылось Донское
духовное училище и иконописная школа.
Монастырь подвергался разорению в Смутное время, его
осаждал гетман Хоткевич, которому
противостояло
ополчение под руководством князя Дмитрия Трубецкого. Монастырь был
захвачен поляками и разграблен. Возобновилась
обитель уже при Романовых, при поддержке и Михаила Федоровича, и Алексея
Михайловича.
В 1771г. во время чумного бунта в монастыре был убит
народом архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) (погребен в старом
Донском соборе), убравший от Варварских ворот чудотворную икону, к
которой прикладывались и больные в надежде на исцеление, и здоровые в
надежде уберечься от заразы. Народ углядел в этом злой умысел, и
скрывшийся в Донском монастыре архиепископ был
убит. После подавления бунта его убийцы были повешены на Красной площади
по приказу Екатерины II.
С конца XVII века Донской
монастырь становится центром русско-грузинских связей. В начале
XVII века настоятелем монастыря назначается
глава имеретинской грузинской церкви архимандрит Лаврентий, и с этого
времени Сретенская церковь Большого Донского собора становится
усыпальницей грузинских царей и князей.
С течением времени Донской монастырь превратился из
оборонительного сооружения в духовную обитель, став излюбленным местом
царской семьи и представителей московской знати, которые приезжали сюда
на богослужения и делали щедрые пожертвования в пользу монастыря. По
описи 1739 Донской монастырь - крупнейшее крепостническое хозяйство;
владел 6716 «душами» крестьян, большими землями.
В монастыре находилась древняя икона Донской Божией
Матери, празднование которой 19 августа совершалось Крестным ходом из
Кремля в обитель. Чтимый список иконы, выполненный Симоном Ушаковым в
1668 году, находился в Малом Донском соборе. В монастыре находилась
также чтимая икона Боголюбской Божией Матери. Ризница монастыря
содержала богатые вклады русских царей в XVII-XVIII
вв., а также вклады грузинского царя Арчила Имеретинского. В архиве
монастыря хранились грамоты и акты XVII-XVIII
вв. (в настоящее время документы монастырского архива находятся в фондах
Российского государственного архива древних актов и Центрального
исторического архива Москвы).
По штату в монастыре к 1907 году состояли
наместник-архимандрит, 30 монахов, 5 послушников, а в 1917 году было 48
монахов, 2 послушника.
С 1922 года в монастыре содержится под домашним арестом
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон. 9 декабря 1924 года
здесь на него было совершено покушение и был убит его келейник Яков
Полозов. После кончины патриарха 25 марта 1925 года состоялось его
погребение в Малом Донском соборе, потом его мощи были перезахоронены на
Немецком (Введенском) кладбище, а в 1940-х возвращены обратно в собор.
После этого следы захоронения надолго затерялись. В 1992 году во время
ремонта Малого собора случайно была найдена плита с надписью: «Святейший
Тихон, Патриарх Московский и всея Руси». Глубже монахи обнаружили склеп.
Пролежав во влажном склепе 67 лет, мощи почти полностью сохранились.
Рака с мощами патриарха Тихона (находится у южной стены трапезной
старого Донского собора).
После революции 1917 года монастырь был упразднен.
Часть монастыря была занята детской трудовой колонией и подотделом по
борьбе с огородными вредителями.
С 1934 года на территории монастыря разместился
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В.
Щусева., благодаря чему строения монастыря и некрополь почти не
пострадали. Сотрудники музея под предлогом изучения свозили на
территорию монастыря фрагменты разрушенных большевиками Сухаревой башни,
Триумфальной арки, Красных ворот, церкви на Покровке и множество других
реликвий. Среди прочих привезли и шесть фрагментов горельефа с храма
Христа Спасителя.
В 1990 году монастырь был передан Московской
Патриархии и началось возобновление монашеской жизни. Освящение большого
Донского собора состоялось 18 августа 1991 года.
В архитектурный ансамбль Донского монастыря входят:
Малый или Старый собор (1591-93) - храм-памятник русскому воинству,
возведенный в формах московской архитектуры XVI
в., Большой Донской собор (1684-86) - архитектурная доминанта
монастырского ансамбля; каменная ограда монастыря (конец
XVII - начало XVIII
вв.); главный вход со Святыми вратами и надвратной церковью Тихвинской
иконы Божией Матери (1693-1714), западные врата с надвратной колокольней
(1730-50); комплекс хозяйственных и жилых построек в юго-западной части
монастыря; палаты настоятеля (XVII-XVIII
вв.) с кухонным корпусом и садом; квасоварня и конюшенный сарай
XVIII века, братские кельи (вторая половина
XVIII
века); у южной стены монастыря больничные кельи XVIII
века.
В Малом соборе
находятся чтимые иконы Божией Матери
Феодоровская и "Знамение", Донская икона Божией Матери под сенью, у стен
собора - могила келейника свт. Тихона, мученика Якова Полозова. В
Большом соборе: чудотворная икона Божией Матери. В часовне-усыпальнице
Левченко (нач. XX в., архитектор И. Клейн) мозаичная икона свт. Николая.
На территории монастыря располагаются
церкви-усыпальницы: Архангела Михаила (князей Голицыных) (1806),
Александра Свирского (графов Зубовых) (1796), Иоанна Лествичника
(Терещенко) (конец XIX века), церковь Иоанна
Златоуста и великомучeницы Екатерины (Первушиных) (1891).
В 1914 году на территории нового кладбища Донского
монастыря освящен храм во имя преподобных Серафима Саровского и Анны
Кашинской.
В 1927 году храм во имя преподобных Серафима
Саровского и Анны Кашинской был переделан под крематорий. Начиная с 1934
года и по крайней мере до 1950-х гг. в нем кремировали расстрелянных
жертв репрессий. Можно с большой уверенностью утверждать, что прах
кремированных захоронен на кладбище рядом с крематорием, однако
документальных доказательств этому пока не обнаружено. В то же время
есть документы, удостоверяющие, что на этом же кладбище в конце 1930-х
гг. эпизодически производились и захоронения расстрелянных.
Значительная территория
монастыря занимает некрополь, который возник здесь в конце
XVII века. Уже в «Истории» Карамзина Донской
монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и
богатого купечества.
Самые ранние захоронения находятся в Большом соборе.
Это надгробия грузинских царевичей - Давида (ск. 1688) и его братьев
Матвея и Александра (ск. 1711). В подклете Большого собора
захоранивалась московская знать. Во второй половине XVIII века, особенно
после указа Екатерины II от 1771 года о запрещении хоронить на церковных
кладбищах в черте города, кладбище Донского монастыря стало одним из
самых аристократических в Москве с очень высокими ценами на участки.
Современное Старое Донское кладбище занимает два с небольшим гектара
площади
и простирается от Михайловской церкви к Большому и Малому соборам и
далее в юго-восточную часть монастыря.
В некрополе Донского монастыря похоронены декабристы
М.М. Нарышкин, П.Н. Свистунов, В.П. Зубков, Л.Д. Черевин, М.А.
Дмитриев-Мамонов, писатель и философ П.Я. Чаадаев, многие
государственные и общественные деятели России середины XIX века;
патриарх всея Руси Тихон и архиепископ Амвросий: герои Отечественной
войны 1812 года и обороны Севастополя 1854-1855 годов; писатели и поэты,
имена которых известны всем со школьной скамьи, - М.М. Херасков, А.П.
Сумароков. В.Ф. Одоевский, В.А. Соллогуб, В.И. Майков, И.М. Долгорукий,
В.Л. Пушкин; выдающийся художник В.Г. Перов - автор хрестоматийных
картин "Охотники на привале", "Чаепитие в Мытищах": архитекторы, которым
Москва многим обязана своим обликом, - В.И. Шервуд, П.Д. Барановский,
О.И. Бове. Продолжим еще немного перечень этих дорогих нам имен: ученые
- "отец" русской авиации Н.Е. Жуковский, известные историки В.О.
Клгачевскмй, Д.Н. Бантыш-Каменский; видные ученые-медики Ф.И. Иноземцев,
хирург И.К. Каменецкий, главный военно-медицинский инспектор П.А.
Кайгородов; выдающаяся актриса императорской Московской оперы А.Д.
Александрова-Кочетова, народный артист СССР М.Ф. Астангов.
В Донском некрополе покоятся дедушка, бабушка, дядя,
две тети и две двоюродные сестры А.С. Пушкина, много друзей и знакомых
великого поэта (А.О. Смирнова-Россет, Н.П. Голицына ("Пиковая дама"),
бабушка Л.Н. Толстого, мать писателя И.С. Тургенева, сестра и внучка
А.В. Суворова, дядя А.С. Грибоедова и его двоюродная сестра С.А.
Римская-Корсакова, послужившая прототипом Софьи в "Горе от ума"; жена
декабриста Е.П. Нарышкина - М.М. Нарышкина, последовавшая за мужем в
сибирскую ссылку; потомок М.Ю. Лермонтова - ветеран Великой
Отечественной войны П.Н. Лермонтов; врач А.П. Тарасенков, лечивший Н.В.
Гоголя, и др. Один этот далеко не полный перечень имен дает
представление о ценности Донского некрополя для истории отечественной
культуры. Ряд надгробий выполнен выдающимися русскими скульпторами И.П.
Мартосом, В.И. Демут-Малиновским, И.П. Витали и др.
Сюда же, в некрополь Донского монастыря, в 2000 году
был перенесен прах писателя Ивана Шмелева, а в 2005 году – прах философа
Ильина и генералов Деникина и Каппеля.
Литература:
Научно-исследовательский музей архитектуры. [Путеводитель], - М., 1962;
Аренкова Ю. И., Мехова Г. И., Донской монастырь, - М., 1970; Большая
советская энциклопедия; Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004
года; статья профессора М.Д. Артамонов «Донское
кладбище».
---------------------------
Адрес:
Москва, Донская площадь, д. 1 (м. "Шаболовская")
Схема проезда |
План монастыря |