I.
Зарождение христианства на территории России. История христианства на
Руси до татаро-монгольского нашествия.
1. Зарождение
христианства на
территории будущей России.
По преданию,
задолго до крещения Руси Св. кн. Владимиром, северо-восточное побережье
Черного
моря посетил с проповедями св. Апостол Андрей Первозванный.
Результаты его
проповедничества засвидетельствовал один
из отцов Церкви, св. Климент
Римский, третий наследник св. Петра на
кафедре
епископа Римского,
сосланный
императором Траяном в Крым в 98 году. Свидетельство его особенно ценно
тем, что
он, римлянин по происхождению, был обращен в христианство самим
апостолом
Петром, братом апостола Андрея, и в дальнейшем был верным помощником в
святом
делании апостола Павла. Св. Климент застал в Крыму уже около двух тысяч
христиан.
Существует
летописное предание о том, что св. Апостол Андрей Первозванный не
только
посетил причерноморье, но и поднялся по Днепру до места, где позже был
встал
Киев.
Христианство
широко распространилось в греческих колониях на Черном и Азовском
морях.
Главным центром раннего христианства на территории России был Херсонес.
В нем
прославились святители: Василий, Ефрем, Капитон, Евгений, Еферий,
Ельпидий и
Агафадор, которые занимали херсонесскую кафедру в III
и IV
веках.
В IV
век христианство проникло
в Хозарию, занимавшую тогда всю южную территорию России от Кавказа и
Волги до
Днепра.
В IX
веке христианство
распространилось в России главным образом благодаря трудам учеников
свв.
братьев Кирилла и Мефодия. Ими были просвещены Волынь и Смоленск,
которые потом
вошли в пределы Киевского Государства св. кн. Владимира.
С югом России
связана также первая миссионерская поездка св. Кирилла в 861 году в
Хозарию.
После нападения норманнов на Царьград 18 июля 860 года, патриарх Фотий
послал
св. Кирилла к хозарам для привлечения их и славян к христианской вере.
Свв. братья
Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку (кириллицу) и перевели
Священное
Писание и богослужебные книги на славянский язык, т.е. наречие
окрестностей
Салоник, которое они лучше всего знали и которое было понятно всем
славянским
народам той эпохи.
Значение свв.
Братьев для дела просвещения России очень велико. Благодаря им, русский
народ с
самого начала мог учиться православной вере на своем родном языке.
Вскоре в
Киев и другие русские города прибыли миссионеры из просвещенной в 864
году св.
Кириллом и Мефодием Болгарии. Они проповедовали и совершали
богослужение на
понятном населению языке.
В конце IX
и в начале X
века в южнорусских городах
были построены первые церкви. Христиане были и среди воинов,
составлявших
княжеские дружины, и среди русских, торговавших с Царьградом. В
договоре Игоря
с греками дружина делится уже на крещенную и некрещеную (945).
Древнейшим
памятником кириллицы считается надпись 893 года на развалинах храма в
Преславе
(Болгария). Найденная при строительстве Дунайско-Черноморского канала
эпиграфическая надпись относится к 943 году, а надпись с надгробной
плиты
болгарского царя Самуила — к 993 году.
Есть предание,
что первыми из русских князей крестились в 862 году Аскольд и Дир. Но
просветительницей страны почитается великая княгиня Ольга, которая
Церковью
причислена к лику святых. Св. кн. Ольга в первую часть своей жизни была
ревностной язычницей и не остановилась перед жестокой местью древлянам,
убившим
ее мужа, князя Игоря.
Народ почитал
ее за мудрость, проявившуюся особенно в управлении Киевским
государством в
малолетство сына Святослава и потом во время его многочисленных
походов.
По одному
преданию, св. Ольга была крещена в Киеве в 954 году и получила при
крещении имя
Елены, по другому она только подготовилась к принятию крещения, а само
таинство
было совершено во время ее поездки в Царьград в 955 (57) году. Согласно
этому
второму сказанию, сам император Константин Багрянородный и патриарх
константинопольский были ее восприемниками.
Св. княгиня
Ольга прибыла в столицу империи с многочисленной свитой и была
встречена с
большим почетом. Она была поражена пышностью императорского двора и
торжественностью служб в храме св. Софии. По возвращении в Киев (до
самой своей
кончины в 969 году), кн. Ольга вела строгую христианскую жизнь,
проповедовала
Христа в своей стране.
К ней приезжал
от императора Оттона епископ Адальберт Трирский, но отношения с Римом
не
наладились, так как Римский епископат стоял за совершение богослужений
на
латинском языке, и требовал включения «Филиокве» в
Символ Веры, а в Киеве
христиане крепко держались за службы на родном славянском языке и не
признавали
«Филиокве».
Когда сын кн.
Ольги, Святослав, покорил в 964 году половину Болгарского Царства,
которое
тогда было в полном расцвете культурной и религиозной жизни и
независимо от
Константинополя, сношения с этой страной укрепились, и оттуда в
Киевскую Русь
начали приезжать православное духовенство для обслуживания
многочисленных
русских церквей. Кн. Святослав, хотя и был язычником, но во время
завоевания
Болгарии пощадил духовенство и не тронул церквей.
К концу
правления кн. Ольги образовался новый русский центр на севере Кавказа,
у
берегов Черного и Азовского морей, в древней Таматархе (Тмутаракани),
через
который начало проникать на Русь христианство непосредственно из
Византии.
Мощи св. кн.
Ольги были положены в 1007 году ее внуком Владимиром в Успенском соборе
(Десятинной церкви) в Киеве.
2.
Крещение Руси св. кн. Владимиром.
Св. вел.
кн. Владимир был воспитан св. кн. Ольгой, которая
подготовила его к принятию
христианства, но он оставался в первые
годы своего
княжения язычником. В Киеве
и во всех городах стояли идолы, которым приносили жертвы, но
храмы существовали
тоже во многих местах, и богослужения совершались свободно.
Летопись
упоминает только об одном случае преследования христиан, когда
толпа в Киеве в
983 г. убила двух варягов, отца и сына по имени Феодора и Иоанна, после
того,
как отец отказался дать сына язычникам для принесения его в жертву
идолам.
По
летописному рассказу, в 986 году к кн. Владимиру прибыли в
Киев магометане,
иудеи и христиане из Рима и Византии и убеждали принять каждый свою
веу. Кн.
Владимир выслушал их всех, но не принял никакого решения. В
следующем году он,
по совету своих приближенных, послал послов в разные страны, чтобы
познакомиться с различными религиями.
Послы
вернулись и сообщили князю, что больше всего на них произвело
впечатление богослужение
в соборе святой Софии в Константинополе. Они не знали даже
«на земле ли они
или на небе». Тогда кн. Владимир решил принять
христианство из Византии.
Согласно историческим данным, крещение кн. Владимира и
киевлян произошло так: кн. Владимир желал, чтобы его государство
приобщилось к
культуре и вошло в семью цивилизованных народов. Поэтому он поддерживал
отношения
с тремя христианскими центрами того времени: Константинополем,
Римом и Охридой, но старался сохранить для своей страны полную независимость,
как
государственную, так и церковную.
15 августа
987 года в Византийской Империи началось восстание Варды Фоки, и
императоры Константин и
Василий обратились
к князю Владимиру за помощью. Тот поставил
условием посылки войска
– брак на Анне, сестре императоров.
Последние согласились под условием принятия
князем Владимиром христианства. В течение осени и зимы были
переговоры; но принцесса Анна так и не приехала в Киев.
Князь
Владимир, со своей стороны, исполнил условие и крестился весной 988 года
и крестил все население
Киева. В начале
лета он с отборным войском в
6.000 воинов
нанес Варде
Фоке
поражение у Хризополиса, напротив
Константинополя, но спасенные им императоры медлили с
исполнением своего обещания. Тем временем Барда Фока вновь
собрал войска и поднял восстание. Кн. Владимир снова
пришел на помощь Византии и разбил окончательно Варду
у Абидоса 13 апреля 989 года.
Но и на
этот раз императоры, освобожденные от опасности, не пожелали исполнить
ни
обещания о посылке
принцессы Анны, ни даровать Киевской державе самостоятельную,
как в Болгарии, иерархию.
Тогдhttp://sda777.narod.ru/history-church.htmlа кн. Владимир
на обратном пути в Киев
осадил богатый торговый
греческий город Херсонес в Крыму и после долгой осады
взял
его в начале 990 года.
Византийские
императоры, для которых потеря Херсонеса имела большое значение,
решились,
наконец, на
исполнение условий. В Херсонес прибыла царевна
Анна в сопровождении
нескольких епископов и многочисленного
духовенства. Вслед за этим
кн. Владимир с
царевной Анной и ее свитой вернулся в Киев. Такая
последовательность событий подтверждается и монахом
Иаковом в его «Похвале князю
Владимиру», написанной
в конце XI века.
Согласно
рассказу летописи, вел. кн. Владимир крестился
не в Киеве, а в Корсуни
(Херсонес), причем незадолго перед тем
потерял зрение и был чудесно исцелен
после таинства
крещения. Киевлянам
он приказал собраться на берегу
Днепра, где
киевское духовенство крестило их в его присутствии.
Все идолы
были уничтожены, а идола Перуна привязали к
хвосту лошади и потопили в
реке.
Во
время
походов кн. Владимира против Варды Фоки, Киевское
государство вошло в
общение с русскими, находившимися
в Тмутаракани, и Тмутараканская Русь была
включена в состав державы Владимира Святого. Отсюда
проникло во время
княжения сына Владимира, Мстислава,
византийское влияние в Чернигов, а затем
на север
России, в Ростов и Муром.