|
Высоко-Петровский мужской монастырь |
|
|||||||||||||||||||||
|
Высоко-Петровский мужской монастырь был основан в начале XIV века святителем Петром, митрополитом Московским и всея Руси, во имя св. апостолов Петра и Павла, отчего монастырь поначалу именовался Петропавловским. Существует также версия, что Петровский монастырь основал сам великий князь Иоанн Калита, и что первая, древнейшая его церковь была освящена во имя Боголюбской иконы Божией матери. Предание гласит, что однажды князь проезжал мимо того места, где стоит сейчас Высоко-Петровский монастырь, он увидел высокую гору, покрытую снегом, который растаял у него на глазах, а потом исчезла и гора. Калита рассказал о видении митрополиту Петру, а тот объяснил ему: «Гора высокая - это ты, князь, а снег - я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». Через несколько дней митрополит Петр скончался. А в память об этом чудесном видении Калита построил на том месте храм во имя Боголюбской иконы Божией Матери. После канонизации митрополита Петра (1326 г.) великим князем Иоанном Калитой на территории монастыря был основан и освящен деревянный храм во имя свт. апостола Петра – небесного покровителя святителя, а монастырь стал именоваться Петровским. В XIV в. настоятель монастыря архимандрит Иоанн Петровский первый из настоятелей московских монастырей ввел общее жительство монахов. После Куликовской битвы (1380 г.) Дмитрий Донской при восстановлении монастыря воздвиг на его территории еще один деревянный храм - в честь Боголюбской иконы Божьей Матери. Петровский монастырь входил в число монастырей-сторожей северного полукольца, защищавших Москву от вражеских набегов. Он сильно пострадал от татарских нашествий, а пожар 1492 года причинил ему такие повреждения, что требовалось восстановить почти заново. При великом князе Василии III монастырь был перестроен, на месте разобранного храма в честь Боголюбской иконы Божьей Матери был сооружен деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы. В 1514-17 годах итальянским архитектором Алевизом Фрязиным вместо деревянного был построен каменный храм во имя святителя Петра, митрополита Московского. В это время монастырь стал именоваться Высоко-Петровским. Местность, где был основан Петровский монастырь, в глубокой древности называлось селом Высоцким или Высоким. Название его, вошедшее в имя Высоко-Петровского монастыря, происходит от высокого, крутого берега реки Неглинной, протекавшей рядом.  В середине XVIII века ансамбль монастыря обогатился храмом в честь Толгской иконы Божией Матери (1744-50гг.) и храмом во имя прп. Пахомия Великого (1750-53гг.), переосвященного в 1913 году во имя святых апостолов Петра и Павла. В период царствования Петра I на средства из государственной казны и бояр Нарышкиных в монастыре на месте деревянных были построены каменные здания в стиле нарышкинского (московского) барокко: храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери (1648-86гг.), храм во имя прп. Сергия Радонежского (1690-1702гг.), Святые врата с надвратной церковью в честь Покрова Пресвятой Богородицы с двухъярусной колокольней (1690-96гг.), братские кельи, настоятельский корпус, монастырские службы. Территория монастыря была огорожена мощной стеной, замыкавшей собой архитектурный ансамбль, созданный по замыслу Петра I и его матери - Н.К.Нарышкиной и послуживший Петру I опытом, использованным им при закладке новой столицы - Санкт-Петербурга. В XIX веке к западному торцу собора в честь Боголюбской иконы Божьей Матери пристроен притвор, а к северному торцу Братских келий пристроен трехэтажный Братский корпус. В 1901 году к северному торцу Настоятельского корпуса был пристроен трехэтажный Доходный дом. В 1905 году в южном проходе Святых врат была устроена часовня в честь Казанской иконы Божьей Матери, пред которой постоянно читался акафист. Часовня просуществовала до 1928 года. В XIX веке в монастыре действовало Общество любителей духовного просвещения, основанное свт. Филаретом, митрополитом Московским, размещался духовно-цензурный комитет и действовала церковно-приходская школа. После 1917 года Петровский монастырь стал приютом для архиереев, лишенных большевиками кафедр. В 1920-22 годах при настоятеле монастыря архиепископе Варфоломее (Ремове) проводились занятия Московской Духовной Академии, до 1926 года действовали богословско-пастырские курсы. Последние богослужения в монастыре состоялись в 1929 году. В 1920-50 годах строения монастыря были подвергнуты разрушениям и перестройкам. С 1920 года в храмах и зданиях монастыря устроили коммунальные квартиры, разместили различные государственные организации и производственные структуры, что привело к разрушениям строений и захламлению территории монастыря. Гробницы Нарышкиных были частично разрушены. С целью сохранения памятника архитектуры в 1959 году постановлением правительства монастырь был передан в ведение министерства культуры, которое до 1992 года выполняло внешние реставрационно-восстановительные работы, а помещения использовало для размещения Государственного литературного музея, танцевального ансамбля «Березка», а часть храмов и зданий использовало как запасники произведений изобразительного искусства. В результате проведенных в 1960-80 годах реставрационно-восстановительных работ архитектурный ансамбль монастыря в основном обрел свой первозданный облик. В начале 1990-х годов Высоко-Петровский монастырь возвращен Русской православной церкви. В 1991 году в Настоятельском корпусе разместился Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. С 1992 года в храмах монастыря возобновились богослужения. В 1993 г. Высоко-Петровскому монастырю присвоен статус Патриаршего подворья. В 2000-2001 годах на месте бывшей часовни устраивается храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. Литература: Сойкин П.П. Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне... [1910]. (Репр. изд. СПб., 1994). Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов. – М.: Изд-во «Братства Святителя Тихона», 1999. Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.: Изд-во «Братства святителя Тихона», 2001. ---------------------------
|
||||||||||||||||||||||
|